Владельцы недвижимости при совершении сделок часто сталкиваются с бюрократическими тонкостями, например, с проблемой, как заказать кадастровый паспорт на квартиру, поскольку без этого документа проведение купли-продажи жилплощади невозможно. Стоит попробовать разобраться, что представляет собой этот документ, для чего он нужен и, главное, как и где его можно получить в 2019 году.
Содержание
Характеристики и назначение кадастрового паспорта
Кадастровый паспорт — один из главных документов в арсенале любого квартирного владельца, поскольку в нем содержатся данные из Государственного кадастра недвижимости. Он немного похож на технический паспорт, с которым его зачастую путают, но содержит значительно больше сведений. Состоит из двух частей — текстовой и графической. В них содержатся следующие данные:
- индивидуальный кадастровый номер, присвоенный жилищу при постановке на учет;
- назначение и вид жилплощади;
- адрес квартиры;
- этажность здания и указание этажа, где располагается жилище;
- площадь жилого помещения и поэтажный план в виде графической схемы;
- перечень материалов, использовавшихся для постройки стен и перекрытий;
- кадастровую стоимость;
- дату проведения последней технической экспертизы.
С января 2017 года вместо кадастрового паспорта выдают выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В этом документе содержатся те же сведения, используется он для таких же целей, но выглядит иначе.
Этот документ не зря называют одним из важнейших. Он необходим при совершении многих сделок, среди которых наиболее распространёнными являются:
- взятие жилищного кредита;
- приватизация жилплощади;
- заключение договоров купли-продажи;
- оформление банковского залога;
- получение разрешения на перепланировку квартиры;
- оформление самовольно возведенных построек;
- регистрация договора аренды.
Схема выдачи
Обычно процесс принятия решения не занимает много времени. В редких случаях государственные органы могут отказать в получении выписки. Это происходит, если:
- представленный пакет оказался неполным или некоторые документы были составлены с ошибками;
- границы участка, подлежащего оформлению, являются спорными;
- данные в документах заявителя не соответствуют информации, которая внесена в Росреестр;
- обратившийся заявитель не является хозяином недвижимости, у него отсутствует доверенность от владельца.
Места получения
Говоря о том, где можно заказать кадастровый паспорт на жилье, стоит сразу отметить, что есть несколько вариантов. Получить его можно в следующих ведомствах:
- местное отделение Росреестра;
- многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ);
- электронные услуги.
Заказывать выписку через Госуслуги или сайт Росреестра зачастую более выгодно и по простоте оформления, и по срокам выполнения заявки.
Получить можно как электронный, так и бумажный вариант документа, причем последний можно заказать по почте или забрать в местном отделении Росреестра.
Список документов
- Удостоверение личности в виде паспорта гражданина Российской Федерации и СНИЛС.
- Документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости. К ним относятся договор купли-продажи, дарения, приватизации, акт приема и передачи квартиры и т. д.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Если заявитель не является собственником жилья, ему нужно получить доверенность владельца.
Кроме того, потребуется заявление, которое следует оформить по образцу прямо на месте. В случае возникновения затруднений можно проконсультироваться с юристом, работающим в этом же учреждении. В некоторых случаях в ведомстве предоставляется возможность оплатить госпошлину.
Цена и сроки оформления
В случае необходимости составления технического плана квартиры цена будет значительно выше: до 10 тыс. рублей в зависимости от региона и привлекаемых специалистов. Возможен вариант с обращением в частные лицензированные организации, где стоимость может оказаться ниже — до 7 тыс. рублей, однако рекомендуется сперва проконсультироваться и уточнить все возможные вопросы.
Сроки выполнения заявки могут колебаться в зависимости от ведомства, в котором предстоит получать документ, и от сопутствующих условий. Обычно документ делается не дольше указанных временных рамок:
- когда требуется выписка по уже поставленной на учет недвижимости, то установленный законом срок для таких операций составляет 5 дней;
- в случае сдачи документации в МФЦ срок может быть продлен до 8—9 дней;
- если жилье впервые ставится на учет в реестр, то возможный срок может быть увеличен до одного месяца.
Кадастровый документ (выписка из ЕГРН) по закону считается бессрочным. Однако некоторые организации, например, банки, могут потребовать копию документа.
Внесение изменений
Сделать это можно по личному заявлению собственника недвижимости. Схема действий приблизительно такая же, как и в случае обычного получения:
- собрать необходимый пакет документов;
- оплатить госпошлину и добавить чек к остальным бумагам;
- обратиться в местное отделение Росреестра, МФЦ или зарегистрироваться на сайте;
- заполнить заявление;
- представить копии документов или их отсканированные варианты.
После этого останется только ждать решения по замене кадастрового документа. Если оно было положительным, то владельцу должно прийти извещение о внесенных изменениях, а при заполненном заявлении — новый экземпляр выписки.
Процедура восстановления
Иногда взять новую копию выписки требуется не только из-за внесенных изменений. Восстановление кадастрового документа может потребоваться по следующим причинам:
- при потере или хищении основного документа;
- при его порче (размокании бумаги, нарушении целостности и т. д. );
- при возрастных изменениях (выцветании чернил, ветшании бумаги).
Читать далее: Кадастровая стоимость квартиры и ее отличия от реальной

Кандидат экономических наук. ФГОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова».
Список источников:
• «Консультант Плюс» — www.consultant.ru
• Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) — www.base.garant.ru/10900200